Эволюция базы данных Федеральной налоговой службы РФ

IT структура Федеральной налоговой службы РФ на протяжении уже большого времени совершенствуется и эволюционирует.

АИС-Налог, АИС-Налог 2, 3, личные кабинеты Физических лиц, Индивидуальных предпринимателей и Юридических лиц на сайте ФНС, электронные сервисы для обращений и жалоб, сервис «чеки-онлайн» и это только видимый налогоплательщикам пласт IT структуры ФНС РФ.

Действующая на текущий момент IT система АИС-Налог 3 эксплуатируется налоговыми органами с 2019 года, облегчив работу фискального органа и усложнив работу предпринимателей, особенно для недобросовестных налогоплательщиков.

Данная система позволяет налоговым органам отслеживать цепочки уплаты НДС, выявить и зафиксировать «разрывы» в цепочке сделок и в определенных случаях выявлять фактических выгодоприобретателей таких разрывов.

Но налоговая служба не хочет останавливаться на этом.

В представленном плане деятельности ФНС РФ на 2021 год, появилась информация о планируемом запуске новой IT системе, как не трудно догадаться, она будет называться АИС-Налог 4.

ФНС РФ не без основания указывает, что это будет «одной из крупнейших баз данных в мире» как по функционалу, так и по аккумулирующейся в ней информации о налогоплательщиках.

Однозначно данная система, как и ее предшественница, будет предназначена, в том числе для выявления схем уклонения от уплаты налогов, незаконных схем возмещения НДС, прозрачной проверки цепочек сделок и контрагентов на всех звеньях движения товаров, работ и услуг, а так же движения денежных средств. Но на текущий момент ФНС не раскрывает всех эволюционных моментов, какие будут заложены в данную систему.

Наши специалисты считают, что данная система будет аккумулировать огромные пласт данных и информации о компаниях, с возможной интеграцией в нее данных по физическим лицам.

Есть большая вероятность, что изменению подвергнется и аналитический аппарат системы, который в автоматическом режиме используется налоговым органом, как перед проведением контрольных мероприятий, так и при их проведении для выявления налоговых правонарушений.

Такие изменения несут в себе как плюсы для налоговых органов и добросовестных налогоплательщиков, там и большие минусу для недобросовестных налогоплательщиков, для которых избежать налоговой ответственности, а в некоторых случаях и уголовной, будет все сложнее.